Права предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
Порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля регламентирован Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» с учетом особенностей, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336.
Максимальный срок проведенияконтрольного(надзорного)мероприятия составляет 10 рабочих дней. Максимальный срок проверки в отношении микропредприятия не может превышать 15 часов, малого предприятия - 50 часов.
При проведении контрольного(надзорного)мероприятияпредприниматель имеет право (ст. 36 Федерального закона от 31.07 2020 № 248-ФЗ):
-присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами;
- получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами;
-получать от контрольного (надзорного) органа информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внеплановогоконтрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
- знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать контрольному (надзорному) органу о своем согласии или несогласии с ними;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий(за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами).
Ограничения и запреты, связанные с исполнением полномочий инспектора органа контроля (надзора) подробно изложены в ст. 37 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ.
Подробная информация о запланированных к проведению плановых и инициированных внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях доступна на платформе ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (proverki.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Не допускается проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения отсутствует в Едином реестре контрольных(надзорных) мероприятий.
Необходимо отметить, что главой 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ закреплено право контролируемых лиц, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, на обжалование решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений, действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
Прокуратура КБР.
Отдел по надзору за исполнением федерального законодательства.